Сайт Федерации Туризма Республики Коми


  • Доклады участников конференции


1) Борозинец Л.Г. Республика Коми и вопросы этнокультурной реконструкции.
Этносоциальное состояние нашей Коми Республики остается в начале XXI века достаточно сложным. За XX век в этносоциальном отношении состояние Коми края, а затем Коми области и Коми Республики, коренным образом изменилось. В начале XX века Коми край, а затем и Коми автономная область, обладали социальной и национальной однородностью. Коренное население коми-зырян составляло 92,3%. Это было сельское крестьянское население и только 3,3% проживало в городе. То к концу века Коми Республика стала в процессе лагерной индустриализации – многонациональной. Всего в конце XX века на территории Республики проживало около 100 национальностей. Коренное население составило 26,3%, но в то же время численность возрасла с 153 тыс. человек в конце XIX века до 344 тыс. в конце XX века. Таким образом за XX век была насильственно разрушена социальная и национальная однородность региона. Республика из аграрной превратилась в индустриальную, но на начало 90-х голов XX века превратилась в городскую, где проживало 74,7% всего населения Республики. Ее экономика культура вошли составной частью в общероссийское государство и в советскую, а затем и в мировую цивилизацию. По этому проблемы связанные с вхождением коми этноса, как самостоятельной части в общероссийскую цивилизацию и будут рассмотрены в представленном докладе. В связи с этими обстоятельствами и рассматриваются вопросы этнокультурной реконструкции.

2) Габов М.Н. АСКИ.

3) Габова Е.П. Пасы - родовые знаки нившерцев.
Совсем недавно родовые знаки - пасы - были неотъемлемой частью жизни нившерцев. Для поколения бабушек и дедушек они являлись частью обыденной жизни, несли значение принадлежности роду, семье. Для поколения мам и пап, возможно, они казались пережитком прошлого, вызывали улыбку, мелькнув где-нибудь на межевом столбе. "Что имеем не храним..." Сейчас пас стал для всех реликвией, бережно собираемой, сохраняемой и возрождаемой.

4) Дмитриева Т.Е. Этнокультурная реконструкция в развитии туризма Республики Коми.
Рассмотрены частные и комплексные формы этнокультурной реконструкции: экспозиции, праздники, этнические деревни, которые могут выступить основой объектов туристического показа. На основе опыта оценки культурно-рекреационного потенциала развития ряда муниципальных образований республики представлены примеры и ареалы возможного восстановления этнокультурных событий. Обоснована необходимость предварительного выявления ядер исторического этнокультурного пространства как основы современной реконструкции.

5) Исакова С.Е. Туристский форум как метод популяризации туризма среди молодежи.

6) Калимов А.П. История, быт и традиционный уклад жизни коми народа.
История земель и первые упоминания об охоте коме-зырян в Печерско-Вычегодском крае и Пермском крае. Торговля на ярмарках и торжках продуктами охотничьего промысла и пушнины коми-зырян до 19 в. Образ жизни коми охотников. Семейно-наследственное владение охотничьими угодьями. Обустройство лесных избушек, амбаров, расположения путиков коми охотничьего хозяйства. Традиционные орудия лова птиц, рыбы и зверей у коми. Правовые нормы дедов. Основные средства передвижения у коми. Лодки у коми. Строительство жилищ коми-зырян от простейших домов до пятистенок, избы-двойни, трехраздельный дом. Разнообразные типы домов у наших предков в разных районах. Описание внутреннего убранства изб коми народа. Некоторые обряды и приметы при выборе строительного леса, места и строительстве дома. Домашнее производство, ремесла и промыслы. Основные свойства характера коми зырян.

7) Карманов А.А. Этнотуризм.

8) Королев В.Н. Загадка Василия Латкина.

9) Коротаева О.В. Этнокультурное образование и просвещение в дошкольных и школьных учреждениях.
Айкинский центральный музей относится к Муниципальному учреждению «Усть-Вымское межпоселенческое музейное объединение» Усть-Вымского района, которое было создано в 1991 году. Оно является единственным объединением в Республике Коми и включает в себя 6 филиалов. Каждый филиал имеет свою тематическую направленность, связанную с историей и развитием Усть-Вымского района. Основной вид деятельности музейного объединения направлен на сохранение и развитие традиционной культуры Усть-Вымского района, на приобщение детей и молодежи к ценностям национальной культуры. Сотрудники объединения проводят: краеведческие чтения, лекции, беседы, музейные праздники, посвященные значимым датам района, игры-викторины, подвижные дидактические и сюжетно-ролевые игры, мастер – классы, творческие занятия, направленные на развитие интереса к истории Усть-Вымского района и Республики Коми, на расширение культурно - познавательной возможности детской аудитории и развитие интереса к музею и музейной деятельности, а также способствующие формированию представлений о традициях и быте жителей нижней Вычегды конца XIX века. В традицию вошла совместная работа с учебными заведениями района – школы, ПТУ, с дошкольными учреждениями и с учреждениями социальной защиты населения. Сотрудниками Айкинского центрального музея, совместно с работниками детского сада № 1 «Рябинушка» с. Айкино (заведующая детским садом – Романова Антонина Васильевна и старший воспитатель – Малыгина Елена Серафимовна) был разработан план проведения занятий со старшими и подготовительными группами. Основные темы связаны с традициями и бытом жителей Нижней Вычегды к. XIX века: «Женский национальный костюм – нижневычегодский вариант», «Особенности национальной охоты коми», «Страда сенокосная», и т.д. На таких занятиях ребята имели возможность примерить основные элементы женского национального костюма (сарафан, рубаху, т.д.), ознакомится с костюмом коми охотника, с основными орудиями коми охотника, узнать об особенностях сельскохозяйственных работ жителей Нижней Вычегды. В январе проводились занятия связанные со святочными гаданиями, где ребята приняли активное участие в гаданиях и таким образом познакомились с одним из развлечений молодежи во время святочной недели. На занятиях, вместе с воспитателем дети проговаривают названия предметов на коми языке, пословицы, загадывают загадки. Занятия в виде лекций и бесед проводятся и в школе во время классных часов. Кроме того, школьники активно посещают выставки и мероприятия подготовленные сотрудниками Айкинского центрального музея. Чтобы экскурсии вызывали интерес используются аудио-видео фонограммы и записи. Для школьной аудитории часто устраиваются краеведческие чтения, связанные с историей с. Айкино и Усть-Вымского района, где ребята имеют возможность представить результаты своей исследовательской деятельности, которую они проводят совместно со своими учителями.

10) Максимов А.А. Вектор перемен в национальных поселениях и территориях Севера.
Теряя контроль над землей и ресурсами, коренные народы зарубежного и российского Севера, включая коми, лишались возможности защитить свою культуру, достигнуть равенства с некоренным населением по вкладу в экономику и по уровню благосостояния. Бедность, зависимость, “социальное” нездоровье (высокая смертность молодежи, в том числе от суицидов, алкоголизм, преступность) стали уделом национальных поселений и территорий. В настоящее время на зарубежном Севере накоплен положительный опыт перемен, направленных на улучшение условий жизни коренного населения. Суть нового подхода – публичное признание властями несправедливости политики ассимиляции, а также признание неотъемлемых прав коренных народов на земли, ресурсы и самоуправление и реализация этих прав. Демографический фактор определил три основные формы реализации прав коренных народов на самоуправление: территориальной автономия, резервация, этнополитическое самоуправление в местах, где коренные народы представляют численное меньшинство.
Права на ресурсы традиционной экономики означают: сохранение ресурсов и среды обитания, непрерывность культуры, местное развитие за счет коммерческой составляющей и туризма. Права на недра, водные и лесные ресурсы гарантируют развитие самоуправления и экономики национальных поселений и территорий. Ключевым фактором перемен стала борьба коренных народов Севера за такое экономическое развитие, которое не разрушало бы их сообщества, а укрепляло их самоуправление и способности к экономическому и социальному прогрессу. Главное препятствие на пути перемен: сохранение практики и теории колонизации, расистских отношений, которые проявляются в том, что преимущества и выгоды, приобретаемые некоренными жителями от использования ресурсов Севера, представляются как бремя, несомое ради экономического и социального прогресса. В то же время, уделом аборигенных народов считается ассимиляция или архаичный уклад жизни. Ранее действовавшие правовые нормы, признающие права аборигенных народов на землю и самоуправление и отвечающие отношениям сотрудничества, рассматриваются как исторический анахронизм.

11) Марковский Г.Е. Этнокультурный туризм как предмет экономических исследований.
В работе рассматривается 1.Ценность этнологических и культурных ресурсов. 2.Отличие и особенность этнокультурного туризма от других видов. 3.Аспекты влияния этнокультурного туризма. 4.Качественные и количественные критерии этнокультурного туризма. 5.Пространственные и природно-климатические условия этнокультурного туризма. 6.Формы правового регулирования на федеральном региональном и муниципальном уровне этнокультурного туризма. 7.Анализ туристских ресурсов с использованием этнокультурных объектов.

12) Нестеров С.Р. Туризм - основной двигатель развития ремесленничества и народных художественных промыслов.
Во всех странах основным двигателем развития декоративно-прикладного искусства и ремесленничества является туризм. В Республике имеется огромный потенциал в организации экологического, рыболовного и охотничьего туризма. Данные виды туризма успешно развиты в Финляндии, Норвегии, Швеции, Австрии, необходимо перенять их положительный опыт и привлечь специалистов из этих стран к организации наших проектов, или направить на обучение своих специалистов в данные страны. Развитие внутреннего и внешнего туризма в республике обеспечит достаточное количество рабочих мест занятых в производстве сувенирной и декоративно-прикладной продукции в том числе и в сельской местности – где сейчас наблюдается высокий уровень безработицы.

13) Отева С.А. Туристический маршрут: пути-дороги Питирима Сорокина.
В сегодняшнем мире этнотуризм очень востребован. Для развития этого направления музеи Усть – Вымского района могут предложить гостям нашего района туристический маршрут «По следам Питирима Сорокина». Основная «нитка» маршрута держится на имени Питирима Сорокина. П.Сорокин не просто выдающийся ученый-социолог, символ мировой философской мысли ХХ века. С его именем связана история Усть – Вымского района: мама, тетя Анисья, учеба и преподаватели Гамской второклассной школы, этнографические экспедиции, революционные события и гражданская война. Благодаря желанию узнать новое о жизни Питирима Сорокина связанной с Усть – Вымским районом у туристов появится интерес и коми культуре, к коми языку: эти места, эта природа, эта культура стали базой, выдающейся личности. Следовательно, необходимо сохранить эту культуру, знакомить с ней другие народы. Цель проекта – через интерес к личности Питирима Сорокина привлечь внимание к укладу жизни, быту, традициям, кухне коми проживающих в нижнем течении реки Вычегды, к другим известным уроженцам района. Начинается маршрут в селе Турья Княжпогостского района, где родился известный социолог. Затем гости отправляются в с. Гам. Село Гам на протяжении 150 лет было центром просвещения в Яренском уезде. В 1901 году здесь была построена единственная в уезде второклассная школа, где готовили учителей для школ грамоты, псаломщиков для церквей. В школу шли дети со всего Коми края. Единственное в Республике Коми здание, сохранившееся до сегодняшних дней связанное с именем Сорокина. Гамскую второклассную школу закончили Дмитрий Батиев, Пантелеймон Образцов, коми детский писатель, братья Покровские, Георгий Афанасьевич Старцев, первый коми этнограф. В связи с тем, что Сорокин более трех лет обучался в этой школе, жил в селе Гам, работал в местной церкви, есть возможность максимально представить его жизненный путь в тот период, учебу, быт, отношение к людям. На протяжении всего маршрута туристам будут предложены ознакомительные пешеходные экскурсии по населенным пунктам, посещение музеев, знакомства с местными жителями, национальные игры, прогулки в лес, посиделки у костра. Проживание будет организовано в гостевых домах с русской печью и полатями. В селе Турья – один гостевой дом, в Гаме тоже пока один. В доме для гостей предлагается коми национальная кухня: колобки, шаньги, рыбники, шома шыд, картупеля рач, коми капуста, молочный кисель, домашний творог и сметана. При желании у туристов будет возможность увидеть процесс приготовления блюд и даже поучаствовать в нем. При гостевых домах имеется баня, гости могут сходить в лес за вениками, распилить дрова двуручной пилой, расколоть их и затопить баню. Зимой предлагается катание на санях с горы, охотничьи забавы: бег на лямпах, метание топора, стрельба из лука.

14) Сарычев Ю.В. Производство человека как проблема социального управления.
Происхождение понятия "производство человека". Исторический аспект управления производством человека - от биологического воспроизведения себе подобных к воспроизводству человека. Опыт управления производством человека в СССР – РФ. Общий обзор направлений научных изысканий современных российских демографических школ. Проблемы управления производством человека.

15) Свиряева Ж.А. О грантовой поддержке проектов в сфере межнациональных отношений.

16) Смилингис А.А. Следы ГУЛАГа на территории поселка Аджером.

17) Спирягин В.И. Статистика производства продовольствия.
По мнению сибирских ученых реальности социоприродного мира, проявляемые через социальные и экологические системы биосферы, требуют самого пристального изучения в связи с комплексными проблемами охраны и управления окружающей средой (социоприродным миром) («Социально-экологические системы как объект управления», Новосибирск: Наука, 1990). На состояние окружающей среды до сих пор оказывает значительное влияние сельское хозяйство. За годы тридцатилетних реформ сельское хозяйство пережило множество разнообразных социальных и экономических систем: хозрасчетных, плановых, приватизационных, стабилизационных, рыночных, экспортно-ориентированных, монополистических, кризисных. Ниже приведены сопоставительные данные по валовым сборам зерна в России, СССР и Российской Федерации за почти 100-летний промежуток времени. По статистическим данным в 2001-2010 гг. РФ собирала значительные урожаи зерна в бункерном весе, и несколько меньшие в амбарном весе, после его доработки. Росстатом уровень рентабельности зерна в 2005 г. определен как 8,4%, в 2007 г. – как 57%. Наиболее сложным оказался переход от кризисной (или циклической) к волчковой экономической системе современного типа (http://economist.com). К этой системе село еще не успело приспособиться. Это в определенной степени сказалось на определенности с перспективами его дальнейшего развития. Сегодня степень детерминированности перспективных процессов в АПК региона из-за негативных внешних явлений (инфляционные факторы, высокий риск, засуха, лесные пожары, повышение процентной ставки и т.д.) ослаблена, но в небольшом диапазоне ресурсообеспечения имеются обнадеживающие направления для позитивного сдвига. Основные показатели производства продовольствия на региональном уровне на базе данных о работе пищевой промышленности северного региона за отдельное полугодие при сравнении по месяцам в первом десятилетии XXI века приводятся статистикой. Они не всегда обнадеживающие. Поэтому в сфере развития сельского хозяйства в северном регионе определены основные цели: формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; повышение конкурентоспособности и обеспечение финансовой устойчивости производителей; рациональное использование природных ресурсов и сохранение окружающей среды; создание условий для сырьевой базы предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности для обеспечения населения продуктами питания; формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций; содействие устойчивому развитию территорий сельских поселений; привлечение и закрепление квалифицированных кадров и молодых специалистов.

18) Тюрнин А.М. Образовательный тур "лэч туй" - реконструкция охотничьего промысла коми ХIХ века и влияние промысловых обычаев на некоторые нравственные стороны жизни коми.
Суть проекта - личное участие туриста на всех стадиях подготовки и охоты: изготовление петли на рябчика, зарядка патрона, изготовление и установка на путике самого "лэча", суп из рябчика, ночлег в охотничьей избушке. Условия проживания туристов. Как определенные ограничения, условия, обычаи охотничьего быта оказывали влияние на формирование таких нравственных черт коми как честность, порядочность и т.д.

19) Уляшев А.И. Возможности этнокультурной реконструкции.

20) Шахова Н.А. КЭМИ-2011.
Развитие экстремального туризма в Республике Коми. Привлечение молодежи к туризму. Придание туристическому фестивалю КЭМИ национального колорита.

21) Корсаков В.И. Практика социальных проектов.
Практика благотворительных проектов; Практика проектов, связанных с международными обменами; Проекты ЗОЖ.

22) Сулимов В.А., Фадеева И.Е. Формирование локального социально-культурного пространства как проект
Социально-культурное пространство на протяжении длительного периода истории формировалось под воздействием объективных факторов: экономических, политических, географических, этнических. Сочетание этих факторов создавало систему возможностей для укоренения той или иной культуры, того или иного способа жизнедеятельности, определенной системы социальных отношений, языка и др. В этих условиях (действующего социально-экономического детерминизма) Республика Коми, ее народ, ее культура прошли длинный непростой и неоднозначный путь. XXI век с его когнитивно-информационным («знаниевым») детерминизмом изменил основные механизмы формирования национально-культурной судьбы. Стала возрастать роль субъективно-креативных факторов, роль проектного, креативного начала в формировании образа культуры, роль модераторов и проектировщиков. Социально-культурное проектирование стало основным способом не только формирования образа культуры, но и формирования основ культуры: ее человеческого потенциала. Этот вид проектирования отличается следующими качествами: большой эвристичностью, гибкостью в использовании научных методов и практических приемов, подвижностью и изменчивостью предлагаемых форм. В продуктах проектирования - социокультурных проектах – сочетаются исторические, традиционные и новаторские или обновленные формы существования культуры, национальные и интеллектуальные мотивы и практики. Одним из таких проектов является проект этнокультурного парка в с. Ыб. Вместе с тем, социокультурная часть проекта, разработанная с нашим участием, все больше игнорируется при «продвижении проекта», уступает свое место устаревшим, монетаристским схемам и коммерческим подходам, разрушающим пространство национально-культурной идеи.



Hosted by uCoz